8 (800) 302-92-80 Бесплатная консультация с юристом

Обязательные работы: понятие, исправительные работы как вид административного нарушения

Что такое исправительные работы

Исправительные работы являются видом наказания за уголовные деяния. Регулируется назначение наказания Уголовным Кодексом РФ, применения — Уголовно-исполнительным кодексом.

В статье 50 Уголовного кодекса предусмотрено отбытие наказания на официальном месте службы, с удержанием из заработной платы суммы, установленной судом. Для безработных место «отработки» определяют органы местного самоуправление и согласуют его с уголовно-исполнительными инспекциями.

Порядок исполнения работ регулируется главой 7 Уголовно-исполнительного кодекса. Согласно статье 40 УИК в период санкции сотруднику запрещается увольнение по собственному желанию, а также вменяется в обязанность добросовестное отношению к труду, которое контролируется соответствующими инспекциями.

В случаях, когда суд назначает исправительный труд гражданину, не имеющему постоянного места службы, виновный не вправе отказываться от предложенных ему властями видов работ.
к содержанию ↑

Кому не могут быть назначены

Исправительным работам не подлежат лица первой группы инвалидности и беременные, а также матери детей до 3 лет. Согласно пункту 5 статьи 50 Кодекса уголовных нарушений, военным, проходящим обязательную службу в армии или контракту, при условии, что они полностью или частично не отслужили срок по призыву, не могут быть назначены исправительные работы.

Список лиц, к которым нельзя применить привлечение к обязательному труду в качестве санкций за административный проступок, закреплены статьёй 3.13 Кодекса об административных правонарушениях. Это: беременные, матери детей до 3 лет, военнослужащие, инвалиды 1 и 2 группы, а также сотрудники имеющие специальные звания СК, МВД, нацгвардии, ФСИН, пожарные и таможенники.

к содержанию ↑

Обратите внимание!

Исправительные работы назначаются только в качестве основного наказания.

Исправительные работы могут быть назначены судом виновному по статье 213 «Хулиганство» на срок от одного года до двух лет. Незаконный вылов рыбы на охраняемых природных объектах также может быть наказан исправительными работами на срок до 2 лет.

Статья 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» предполагает исправительный труд для взяточника, получившего менее 10 тысяч рублей, на срок до 3 лет. Разглашение тайны усыновления также может караться исправительным трудом до 1 года.
к содержанию ↑

Засчитывается ли отпуск в срок

Согласно пункту 6 статьи 40 Уголовно-исполнительного кодекса, ежегодный 18-дневный отпуск предоставляется виновному только по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Дополнительные виды отпусков, предусмотренные Трудовым кодексом, дополнительный оплачиваемый отпуск по учебе, за свой счет, декретный и по уходу за ребенком предоставляется осужденным сотрудникам на общих основаниях в рамках трудового законодательства.

к содержанию ↑

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сычев Вячеслав Владимирович

В статье анализируется институт исправительных работ как вид административного взыскания , исследуется эволюция данного института в российском праве и возможность применения в современных условиях как административного наказания , показаны отличия обязательных и исправительных работ .

CORRECTIONAL WORKS AS A KIND OF ADMINISTRATIVE PENALTY

The article examines the correctional works institution as a kind of administrative punishment . The author investigates the evolution of this institution in the Russian law and the possibility of its contemporary application as an administrative penalty . The differences of obligatory and correctional labor is shown.

Текст научной работы на тему «Исправительные работы как вид административного взыскания»

преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России

Lecturer, Special Disciplines Chair, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

CORRECTIONAL WORKS AS A KIND OF ADMINISTRATIVE

В статье анализируется институт исправительных работ как вид административного взыскания, исследуется эволюция данного института в российском праве и возможность применения в современных условиях как административного наказания, показаны отличия обязательных и исправительных работ.

The article examines the correctional works institution as a kind of administrative punishment. The author investigates the evolution of this institution in the Russian law and the possibility of its contemporary application as an administrative penalty. The differences of obligatory and correctional labor is shown.

административное взыскание, административное наказание, исправительные работы, обязательные работы, цели административного наказания.

administrative penalty, administrative punishment, correctional labor, obligatory labor, goals of administrative punishment.

Вопрос о законодательном регламентировании и применении исправительных работ как виде административного взыскания является на сегодняшний день спорным. В научной и учебной литературе по административному праву, так и среди правоприменителей, общественности, политических деятелей и законодателей нет однозначного ответа на вопрос о необходимости данного института.

Это обуславливается как возможной потребностью современного административного права в данном институте, так и соответствия исправительных работ как административного взыскания целям административного наказания, а также отсутствие его дублирования с другими видами административных взысканий.

Если обратиться к анализу правового регулирования данного института, то на сегодняшний день в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) исправительные работы как вид административного взыскания отсутствует, применяются лишь обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ).

При этом стоит отметить, что, например, уголовное право разделяет понятие исправительных и обязательных работ. Обращение к истории данного института и его применения в российской практике показывает, что исправительные работы как вид административного взыскания то вводился, то отменялся в нашем законодательстве.

При этом стоит отметить, что введение данного института было связано, как правило, с нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за отдельные виды подобных правонарушений. Если обратиться к началу ХХ в., то стоит отметить, что в законодательных актах того времени существовало лишь понятие принудительных работ [1].

Применение административных исправительных работ было регламентировано в 60-е гг. ХХ в., когда впервые в 1962 г.

данное административное взыскание применялось за «злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции или народного дружинника при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, а также военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка» [2]. Затем в рамках усиления борьбы с хулиганством в 1966 г.

был издан нормативный акт, устанавливающий административную ответственность за мелкое хулиганство в рамках исправительных работ как административного взыскания [3], под которым, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство», понималась «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания» [4].

При этом особенностью применения исправительных работ как вида административного взыскания было удержание заработка наряду с исправительными работами. В теоретико-мето-

Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
дологическом плане институт административных исправительных работ не был разработан советской наукой административного права, что было обусловлено редким применением данного вида административного наказания до 60-х гг. ХХ в.

Однако в 60-е гг. постепенно выходят работы, посвященные данной проблеме.

Так, например, в диссертации А.П. Базунова «Вопросы теории и практики исправительных работ без лишения свободы в советском праве» (1967 г.) указывалось, что смысл исправительных работ заключается в государственном принуждении, целью которого является исправление в рамках карательного и воспитательного воздействия на основе общественно-полезного труда.

Впоследствии исправительные работы как вид административного взыскания были закреплены в КоАП РСФСР 1984 г. [5].

Это важно знать:  Жалоба в прокуратуру на управляющую компанию: образец 2020 года

В ст. 24 «Виды административных взысканий», указывались и исправительные работы, а ст.

31 КоАП РСФСР 1984 г. предусматривала особенности применения данного вида административного взыскания.

Исправительные работы применялись на срок до 2 месяцев, а минимальный срок назначения наказания составлял 15 суток. При этом место отбывания административного наказания было место постоянной работы лица, которое его совершило то или иное административное правонарушение.

То есть, исходя из логики ст. 31 КоАП РСФСР 1984 г., данное административное взыскание не могло применяться к безработному лицу.

Особенностью применения данного административного взыскания являлось и то, что из заработной платы правонарушителя могло удерживаться до 20 % его заработка в доход государства.

КоАП РФ 2002 г. [6] отказался от исправительных работ как вида административного взыскания, что было обусловлено тем, что «они по существу являлись разновидностью штрафа с рассрочкой» [7].

При этом, стоит отметить, что законодатель в 2012 г. ввел институт обязательных работ, как административного наказания, которое применяется в отношении правонарушителей и заключается «в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ» [8].

Можно предположить, что законодатель, введя институт обязательных работ, сделал возможным применение работ как таковых в рамках административного наказания. Само понятие обязательных работ предполагает несколько другие цели, нежели административные исправительные работы.

Обязательные работы предполагают то, что целью административного принуждения является обязательность исполнения. Исправительные работы имеют своей целью исправление правонарушителя на основе воздействия общественными работами, при этом в рамках места работы.

Безусловно, что введение института обязательных работ является определенным положительным фактором для развития института административного наказания, хотя и не новым. Однако не совсем верно проводить параллель между исправительными и обязательными работами, хотя и в том и в другом случае правонарушитель выполняет именно общественно-полезные действия.

Суть применения исправительных работ складывается в возможности их применения по месту работы, если исходить из того, какая правовая регламентация действовала раньше. Однако в настоящее время вопрос об институте исправительных работ в рамках административного наказания не изучается наукой административного права, не разрабатываются теоретико-методологические подходы к данному институту, исходя из потребностей современного времени и изменения административного законодательства.

При этом, стоит отметить, что в законодательстве стран СНГ данный институт присутствует и применяется. Например, КоАП Республики Беларусь исправительные работы как вид административного наказания предусмотрен в ст.

6.6. Характерным для белорусского административного права является то, что санкции ни одной из статей Особенной части КоАП не содержат такой вид административного взыскания как исправительные работы.

В этом состоит специфика данного вида административного взыскания. Применение исправительных работ как меры административной ответственности связано с действием норм УК Республики Беларусь [9].

Это означает, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности посредством наложения на него административного взыскания в рамках исправительных работ. Проводя параллель с российским правом, стоит отметить, что российское уголовное право отдельно содержит норму об исправительных работах, но это вид уголовного наказания.

Соответственно возможность введения нормы об исправительных работах в рамках административного законодательства в РФ возможна только лишь за административное правонарушение, а не как замена уголовного наказания, так как в уголовном праве данный вопрос уже регламентирован. В этом плане справедливым является замечание С.Г.

Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
Василевича. Подход, изложенный в административном праве Белоруссии, не является идеальным, так как цель уголовного права — «ограничиться мерами воспитательного характера в “объеме” административного законодательства».

Соответственно недопустимым является применение

данной модели в рамках административного права России. Возможность введения исправительных работ как вида административного наказания существует только в рамках административноправового регулирования.

При этом стоит отметить, что в российской практике количество должников по административным штрафам растет. При этом к таковым лицам с 2013 г.

применяются обязательные работы. Считаем оправданным, что в рамках увеличения количества неуплаты штрафа — исправительные работы, несмотря на то, что они являются так называемым штрафов в рассрочку, позволят решить проблему взыскания через место работы, а самое главное — их цель -исправление правонарушителя.

В теоретическом аспекте, создается необходимость новых методологических разработок, касающихся возможного применения данного института, исходя из современной административной практики, целесообразности введения института и возможных последствий в достижении целей административного наказания.

1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 28.06.1926 г.

«Об утверждении Положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке» // СУ РСФСР. 1926.

№ 39. Ст.

304; Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.03.1931 г. «Об утверждении Положения об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке» // СУ РСФСР.

1931. № 17.

Ст. 186.

3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» // Ведомости Вс СССР. 1966. № 30. Ст. 596.

5. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.

6. Кодекс об административных правонарушениях РФ 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

7. Комментарий к КоАП РФ 2002 г. / под ред. профессора Н.Г. Салищевой. М., 2009.

43. Обязательные и исправительные работы как виды уголовного наказания.

Статья 49. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы.

При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Статья 50. Исправительные работы

1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его.

Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

5. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Ø Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Они выполняются осужденным на безвозмездной основе.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Это важно знать:  Встречный иск в гражданском процессе: образец 2020 года

Обязательные работы не назначаются:

– лицам, признанным инвалидами первой группы;

– женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,

– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. В случае признания осужденного инвалидом первой группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной – представление об отсрочке ей отбывания наказания (ч.

3 ст. 26 УИК РФ).

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный их отбывал.

Время обязательных работ не может превышать:

– четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе;

– в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 ч. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

– более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

– более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

– скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 ч. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

При замене обязательных работ более строгим видом наказания время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы или ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Ø Исправительные работы назначаются только осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, которые находятся в районе места жительства осужденного. Из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере от пяти до двадцати процентов.

Исправительные работы не назначаются:

– лицам, признанным инвалидами первой группы;

– женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

– военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания.

Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.

В срок наказания не засчитываются:

– время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам;

– время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;

– время отбывания административного взыскания в виде ареста;

– время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Удержания производятся из заработной платы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного.

Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета:

– один день ограничения свободы за один день исправительных работ;

– один день ареста за два дня исправительных работ;

– один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный:

2) допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из названных нарушений: неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Еще в девятнадцатом веке российские осужденные приговаривались к городским работам в качестве наказания за преступление. Однако положение о подобном наказании в современном Уголовном кодексе появилось только в 2005 году, а с 2013 обязательные работы назначаются и за административные правонарушения.

к содержанию ↑

Определение

Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания.

Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:

  • назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
  • направлены на принесение пользы общественности;
  • осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
  • принудительный характер;
  • отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.

Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.

к содержанию ↑

Порядок исполнения

Не позднее десяти суток после вынесения приговора осужденный привлекается к обязательному труду. Организации, где отбывает наказание нарушитель, осуществляют контроль над гражданином, следят за качеством работы и ее продолжительностью. Обязанности осужденных заключаются в следующем:

  • добросовестное выполнение трудовых обязательств;
  • соблюдение дисциплинарных норм;
  • выполнение правил организации, где лицо отбывает наказание;
  • отработка всего времени, определенного судом;
  • предупреждение о смене места жительства.

В случае неисполнения обязательств или уклонения от работ судом может быть принято решение об ужесточении наказания для нарушителя.

к содержанию ↑

Кому назначается подобное наказание?

Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

  • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
  • нарушения при скоплении людей;
  • блокировка движения личного и общественного транспорта.
Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:
  • инвалиды;
  • безработные;
  • беременные женщины;
  • матери детей младше трех лет.

Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

к содержанию ↑

Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

В законодательстве РФ предусмотрено несколько видов карательных мер за совершение преступлений или правонарушений. Одним из них является наказание в форме обязательной трудовой деятельности. Что такое исправительные и принудительные работы как виды? В рамках уголовного закона регулирование происходит УК РФ и УИК РФ.

Разумеется, что назначая ОР суд полагает, что гражданин подойдет добросовестно к этому вопросу и сделает необходимую выработку часов.

Однако такое происходит не всегда. Многие недобросовестные лица пытаются уклоняться от работы, выполняют ее некачественно, не приходят на рабочее место и др.

Это важно знать:  Заявление в школу об отсутствии ребенка: как правильно написать, образец 2020 года
  1. Если женщина пребывает в состоянии беременности, независимо от срока (должно быть подтверждение в виде справки из женской консультации).
  2. Если женщина уже родила, и малышу еще не исполнилось трех лет (должно быть предоставлено свидетельство о рождении ребенка).
  3. Если гражданин — военнослужащий призывник.
  4. Если лицо является инвалидом (имеет значение только первая группа).

Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией. Каждый из данных видов наказания имеет свою специфику.

Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
ОР ни каким образом не влияют на исполнение основной трудовой деятельности. Они выполняются в свободное время и не оплачиваются. Установлены как минимальные, так и максимальные сроки исполнения работ.

Измерение происходит в часах. В рабочие дни осужденный может работать не более двух часов. В выходные — не более четырех. Если инспекция не может определить место нахождения злостно уклоняющегося осужденного, то его объявляют в розыск .

На наказанных возлагается ответственность добросовестно выполнять любые порученные им в рамках наказания задания, а также уведомлять приставов при смене места жительства.
Есть критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны уклоняющимися от выполнения обязанностей:
Список неполный и выполнение общественных работ может быть назначено за другие нетяжкие правонарушения и преступления.

При условии, что это единственный вид наказания. Важно, что работы назначаются только в случае, если был нанесен какой-либо вред здоровью или имуществу потерпевших.
к содержанию ↑

Обязательные работы: понятие и особенности

Обязательные работы представляют собой вид уголовного наказания, предполагающий исполнение общественно полезных работ осужденным в свободное время.

То есть применяться данная мера ответственности может только по отношению к тем, кто имеет основное место работы или учебы.

Регламентированы обязательные работы ст. 49 УК РФ, а также ст. 3.13 КоАП РФ. С 2013 года обязательные работы появились как вид административного наказания в КоАП РФ.

За отбывание обязательных работ осужденные не получают никакого материального вознаграждения.

Назначается данный вид наказания, как правило, за преступления небольшой тяжести. Трудовые задания в рамках обязательных работ не требуют особых знаний и навыков у осужденных, определенной степени квалификации труда.
к содержанию ↑

Ключевые особенности

Признаками, отличающими обязательные работы от иных видов уголовного наказания, являются:

  • Применение только в отношении официально трудящихся или обучающихся;
  • Работы направлены на получение общественной пользы;
  • Не предполагает оплаты труда, все доходы направляются в государственный бюджет;
  • Не предполагается выбора места осуществления обязательных работ;
  • Носят принудительный характер;
  • Не являются окончательным видом наказания, легко заменяются реальным сроком лишения свободы при нарушениях отбывания.

Обязательные работы предполагают моральное воздействие на осужденного. За незначительные проступки осужденным приходится заниматься неквалифицированной и непрестижной работой, причем в районе их проживания.

к содержанию ↑

Кому назначаются и кому не назначаются обязательные работы?

Обязательные работы представляют собой вид основного уголовного наказания.

Обязательные работы могут быть применены за следующие преступные деяния:

  • Кражи;
  • Неуплата алиментов;
  • Преступления против чужой собственности;
  • Вандализм;
  • Нанесение вреда окружающей среде;
  • Уклонение от выплаты штрафов и др.
  • В ст. 49 УК РФ прописаны ограничения на круг лиц, в отношении которых данное наказание не может быть применено.

    Итак, обязательные работы не могут отбывать:

    • Инвалиды первой группы;
    • Беременные женщины;
    • Женщина с детьми до 3 лет;
    • Военнослужащие-контрактники рядового и сержантского состава, которые не отслужили срок службы на момент вынесения приговора.

    К данным категориям граждан применяются иные виды уголовной ответственности.

    к содержанию ↑

    Чем грозит уклонение от обязательных работ?

    Довольно существенная часть осужденных не исполняет наказание в виде отбывания обязательных работ должным образом.

    Регулярные прогулы без уважительных причин, попытки скрыться от сотрудников уголовно-исполнительной инспекции рано или поздно приведут к тому, что наказание будет заменено на более серьезное.

    Итак, что будет, если не ходить на обязательные работы? Чтобы в отношении Вас было принято решение об инициировании замены обязательных работ лишением свободы, необходимо признать Ваши нарушения злостными.

    Основания признания представлены следующим образом:
    • Более 2 прогулов без уважительной причины в течение месяца;
    • Более 2 нарушений трудовой дисциплины в течение месяца;
    • Попытки скрыться от отбывания обязательных работ.

    Если осужденный пытается скрыться, его объявляют в розыск с арестом на 48 часов. Судом арест может быть также продлен на 30 суток.

    При систематических нарушениях трудовой дисциплины и прогулах уголовно-исполнительная инспекция подготавливает для передачи в суд материал о замене обязательных работ принудительными или реальным сроком лишения свободы.

    Срок наказания сохраняется с учетом уже отработанного времени. Один день принудительных работ или лишения свободы равен 8 часах обязательных работ.

    Изменение наказания будет осуществляться в судебном порядке с вызовом осужденного, его защитника, прокурора и представителя уголовно-исполнительной инспекции.

    Сотрудник УИИ представит для обозрения в суд табель отработанного времени. Осужденный будет давать показания, объясняя свои неуважительные прогулы.

    Как правило, если осужденный будет посещать судебные заседания и всячески будет уверять суд в намерении добросовестно отбывать обязательные работы, в изменении наказания будет отказано.

    Мнение эксперта
    Давыдов Александр Юрьевич
    Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
    Такая практика имеет место быть на 2020 год. Замене на более жесткие виды наказания подлежат только те субъекты, кто скрывается от ответственности, злостно нарушает законы, пьет и ведет асоциальный образ жизни.

    Можно ли заменить на штраф обязательные работы? Заменить обязательные работы на штраф можно в случае идеальной истории исполнения наказания осужденным.

    Если у осужденного нет никаких нарушений трудовой дисциплины, можно обратиться с ходатайством в суд о замене наказания на штрафную санкцию.

    к содержанию ↑

    В каком случае назначаются

    Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.

    Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.

    Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.

    Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.

    Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.

    Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.

    Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.

    Автор статьи
    Давыдов Александр Юрьевич
    Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
    Следующая
    ПродажаОбналичить материнский капитал: законные способы обналичивания

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector