223 ФЗ и 44 ФЗ: редакции 2021 года, таблица отличий
Сравнительная таблица федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим подробнее ключевые элементы данных нормативных актов в таблице.
Основные моменты НПА | Федеральный закон 44-ФЗ | Федеральный закон 223-ФЗ |
Регулируемые правоотношения | Государственные, региональные или муниципальные закупки. | Закупки отдельными видами юридических лиц. |
Регламентация закупки | Законом полностью описан порядок проведения торговой процедуры и закупки. | Закон определяет общие принципы проведения закупки. Порядок закупки определяется на основании Положения о закупках, разрабатываемого заказчиком. |
Заказчики | Государственные и муниципальные бюджетные учреждения. |
|
Участники | Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели | Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели |
Приоритет участия в закупках | Не менее 15% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Преимущества также предоставляются учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и производителям товаров отечественного производства. | Не менее 10% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций у тех заказчиков, размер закупок которых составляет не менее 2 миллиардов рублей. |
Способы закупок |
|
|
Электронные торговые площадки | 5 бесплатных площадок. | Более 170 площадок на бесплатной и платной основе. |
Сроки подачи заявок | Сроки регламентированы законом | Сроки регламентируются Положениями о закупках |
Планирование закупок | Законом предусмотрено два вида планов: |
- план закупок сроком на 3 года;
- план-график сроком на 1 год.
Документы размещаются в ЕИС.
- отчеты по исполнению контрактов;
- отчет, отражающий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций;
- отчеты и обоснования закупок у единственного поставщика.
- все заключенные договоры;
- договоры с единственным поставщиком;
- договоры на закупки, которые содержат государственную тайну;
- договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями.
При сумме контракта более 50 млн. рублей и если поставляемым товаром будет медицинское оборудование, обеспечение может составлять от 5 до 30%.
Условия расторжения должны быть установлены на основании федерального закона 44-ФЗ.
Жалобы подаются в ФАС.
44 ФЗ, 223 ФЗ — два закона, которые регулируют большую часть госзакупок. 01.07.2018 вступили в силу сразу несколько Постановлений Правительства, которые сильно изменили не только сами законы по закупкам, но и различия между ними.
Что регулируют
Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.
Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».
Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?
к содержанию ↑Таблица отличий
В нескольких словах изложить содержание двух федеральных законов — сложная задача. Но мы попытаемся. Вы уже знаете, в каких случаях используются оба Федеральных закона. Теперь рассмотрим, в чем же принципиальная разница между 223 ФЗ и 44 ФЗ, отличия таблица разделяет по этапам проведения процедуры. Так сказать, сравниваем поэтапно.
Кто может быть заказчиком
Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.
Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.
Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.
Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:
- за счет грантов;
- как субподряд;
- за счет собственных доходов.
Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.
Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.
Кому предоставляются преимущества
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.
СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.
Субъектам малого и среднего предпринимательства — объем установлен в ПП от № 1352 от 11.12.2014.
- открытый;
- открытый в электронной форме;
- с ограниченным участием;
- с ограниченным участием в электронной форме;
- двухэтапный;
- двухэтапный в электронной форме.
Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.
Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).
Конкурентная закупка в электронной форме.
Площадки (в т. ч.
специализированные для закрытых процедур), которые отвечают требованиям, утв. ПП № 656 от 08.06.2018.
Список площадок утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Среди них: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом».
Дополнительно в этот список включили «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Заказчики размещают запросы на аналогичных 44-ФЗ площадках.
Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.
Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.
Подробности пакета нужно уточнять в удостоверяющем центре при получении.
Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.
Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.
Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.
Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.
Если заказчик вовремя не опубликует Положение в ЕИС, то обосновывать НМЦК он должен будет в соответствии с правилами 44-ФЗ (ст. 22).
Обоснование закупки у единственного поставщика.
Об исполнении контрактов (отдельного этапа).
Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.
- инновационной, высокотехнологичной продукции;
- у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ежемесячные отчеты
Менять существенные условия нельзя. Исключение — по соглашению сторон в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 95).
- По соглашению сторон.
- По решению суда.
- При одностороннем отказе одной из сторон.
Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда.
Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.
Порядок обжалования участником торгов установлен в ст. 18.1 № 135-ФЗ. Обжалуют:
к содержанию ↑Общее сравнение в таблице
Рассмотрим основные отличия между законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Жестко регламентирует все этапы закупки. Любые отступления от правил влекут отмену закупки и санкции
Обратите внимание! Оба закона направлены на снижение коррупции в закупках и возможность выбора выгодных условий закупки для заказчика.
к содержанию ↑Участники закупок
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ в части требований к участникам закупки, увидим из следующей таблицы.
Государственные органы. Государственные корпорации (Роскосмос, Росатом).
Любые ГУПы и МУПы, осуществляющие закупки за счет бюджетных средств.
Компании, имеющие долю участия государства в своем капитале более 50%.
Организации, ведущие регулируемую деятельность (газо-, тепло-, водоснабжение и пр.).
Бюджетные учреждения, ГУПы, МУПы, осуществляющие закупки за счет собственных средств либо грантов
Юридические лица (исключение — офшорные компании).
к содержанию ↑Площадки для проведения закупок. ЭЦП для участия в торгах
Конкурентные закупки проводятся преимущественно в форме электронных торгов. Различие 44-ФЗ и 23-ФЗ заключается в следующем.
В соответствии с ч. 3 ст. 24.1 закона № 44-ФЗ требования к электронным площадкам (ЭТП) утверждены постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656. Список площадок установлен распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р
Закрытые конкурентные закупки проводятся на площадке ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа». Для участия в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ на ЭТП участники подают документы, подписанные квалифицированной электронной цифровой подписью (ЭЦП). Один сертификат ЭЦП действует на всех площадках.
Обратите внимание! Требование о подписании конкурсной документации ЭЦП содержится в п. 3 ч. 1 ст. 4 закон № 44-ФЗ и п. 5 ст. 3.3 закона № 223-ФЗ.
к содержанию ↑Документация
Контрактная система закупок подразумевает значительное количество документов.
Важно! Комплект документов зависит от формы проведения закупки.
По общим для всех способов определения поставщика правилам документация должна содержать:
- информацию об объекте, включая качественные, технические, функциональные характеристики товара, работы или услуги;
- требования к заявке на участие;
- условия проведения торгов;
- инструкцию по участию в тендере;
- проект договора;
- место, условия и сроки поставки, оказания услуги или выполнения работ;
- форму, сроки и порядок оплаты;
- правила разъяснения содержания документации;
- порядок определения цены товара, работы, услуги;
- обязательные и дополнительные (при наличии) требования к участникам;
- критерии определения участников и победителей торгов.
Подача заявок
Сроки подачи заявок на участие в закупке указываются в извещении и зависят от способа определения участника, принадлежности участника к МСП, а также стоимости контракта.
По закону № 223-ФЗ
Обратите внимание! Участник конкурентной закупки может подать только одну заявку в отношении каждого лота.
Возможность обжалования
Жалоба на действия заказчика подается в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ в соответствии со ст. 105 закона № 44-ФЗ. Порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 106 закона № 44-ФЗ и приказом ФАС РФ «Об утверждении административного регламента. » от 19.11.2014 № 727/4.
Жалобы по контракту, заключенному в рамках закона № 44-ФЗ, в двухдневный срок размещаются на сайте zakupki.gov.ru.
Закон № 44-ФЗ жестко регламентирует все аспекты взаимоотношений сторон контракта. Закон № 223-ФЗ, напротив, позволяет контрагентам самостоятельно определять и согласовывать условия закупок.
О порядке заключения контракта по закону «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) вы узнаете, прочитав другую нашу статью. А здесь мы подробно рассказали, как заключить договор по закону «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).
Федеральный закон №223
1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ
Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика.
Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.
Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.
— государственные и муниципальные бюджетные учреждения;
— унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.
Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:
- организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
- организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
- организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
- унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;
Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:
- конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
- электронный аукцион (статья 59);
- запрос предложений (статья 83);
- запрос котировок (статья 72);
- закупка у единственного поставщика (статья 93);
- закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).
223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:
Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.
Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:
- www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
- www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
- www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
- www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
- www.rts-tender.ru (ООО «РТС-тендер»).
- www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)
3. Информационное обеспечение закупок:
положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок
Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:
— составление плана закупок сроком на 3 года;
— составление плана-графика сроком на один год.
Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.
223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.
Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.
44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее.
Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.
Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.
Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.
Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.
Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.
Внесение изменений в извещение и отмена закупки
Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.
Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.
Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.
Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.
Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке
4. Особые условия в рамах Федеральных законов
Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика.
Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.
Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37
Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Не осуществляется в обязательном порядке.
Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций
Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок
Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.
5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.
Мы подготовили для вас простую и наглядную таблицу с основными отличиями 44-ФЗ от 223-ФЗ. Информация будет полезна как участникам закупок, так и начинающим заказчикам.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.
к содержанию ↑Основное отличие и назначение
Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.
Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.
Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.
Заказчики
Орган управления государственным внебюджетным фондом;
Государственные и муниципальные казенные учреждения;
Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.
Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;
Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);
Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);
Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).
к содержанию ↑Способы закупочных процедур
Конкурентные способы*:
- Конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
- Аукционы — электронные и закрытые.
- Запросы котировок.
- Запросы предложений.
- Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.
Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика
* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.
Конкурентные способы:
- Конкурс.
- Аукцион.
- Запрос котировок.
- Запрос предложений.
- Закрытые способы закупок.
Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.
Торговые площадки
9 площадок с бесплатной регистрацией и участием:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
- АО «Единая электронная торговая площадка».
- АО «Российский аукционный дом».
- АО «Электронные торговые системы».
- АО «ТЭК-Торг».
- ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
- ООО «РТС-Тендер».
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
- ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.
Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.
В настоящее время функционирует около двухсот торговых площадок.
к содержанию ↑Обеспечение контракта
Все случаи установления обеспечения контракта прописаны в Законе о контрактной системе и его подзаконных актах.
Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на счет заказчика.
Случаи необходимости внесения обеспечения контракта прописываются в Положении о закупках у каждого конкретного Заказчика.
Изменение, расторжение контракта
Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.
Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.
В чем принципиальная разница?
Федеральный закон №44-ФЗ действует в отношении всех государственных заказчиков, он детально регулирует все стадии совершения сделок. Несоблюдение указанных в нем правил влечет применение штрафных санкций, грозит отменой заключенных договоров. Предприниматели также рискуют попасть в список недобросовестных поставщиков.
Кто заказчик?
- государственные организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
- компании, относящиеся к естественной монополии, к примеру, фирмы, работающие в области нефти и газа;
- учреждения, занимающиеся такими типами деятельности, которые регулируются государством, к примеру, в сфере энергетики, водоснабжения.
Спасибо!
В ближайшее время мы опубликуем информацию.